Сейчас в режиме реального времени транслируют операцию по спасению детей из затопленной пещеры в Таиланде. Прямые эфиры как кого-то где-то спасают, а кто-то где-то умирает стали привычными в век цифровых технологий. Но когда-то этот эфир был первым и была первая жертва, показанная всему миру. Это — итальянский мальчик Альфредо Рампи.
1981 год, лето, 10 июня, в городе Вермичино, Италия, уже двое суток, всеми силами страны и с помощью добровольцев, пытаются достать маленького мальчика провалившегося в колодец.
Сосед семьи Рампи пробурил в своем оливковом саду колодец — глубина шахты составляла 80 метров, начинаясь воронкой в 40 сантиметров диаметром с глубины в 30 метров и сужаясь до 28 сантиметров. И Альфредо Рампи, маленький мальчик, с пороком сердца, в тот день отправился гулять в тот самый сад и упал в тот самый роковой колодец, который в тот день оказался открыт.
Сначала родители не заметили отсутствие сына, но ближе к вечеру отец забеспокоился, уже к ночи была поднята полиция, кинологи и добровольцы, отправившиеся на поиски мальчика. К середине ночи чиновник пожарной команды по имени Джорджио Серранти узнал об артезианском колодце. Подойдя к нему и наклонившись он позвал мальчика и услышал его голос. Так началась спасательная кампания…
Спасателям пришлось прибегнуть к помощи репортеров, которые привезли с собой мощные прожекторы и тем самым получили доступ к спасательной операции, транслировавшейся на весь мир.
Мальчика спросили — видит ли он свет, он крикнул нет, в шахту был опущен фонарь и лишь на глубине 36 метров мальчик сказал, что видит свет. Пожарной командой было принято роковое решение — в шахту была опущена доска, для того, чтобы мальчик мог за нее зацепиться, но на глубине 24 метров доска отвязалась от веревки и заблокировала часть узкого колодца.
И снова репортеры оказались нужны — они опустили в колодец микрофон на длинном шнуре и теперь мальчика можно было слышать. Ребенок звал маму, говорил, что устал и просил вытащить его. Через микрофон врачи следили за дыхания ребенка и на основе этого делали выводы — его дыхание было учащено в 5 раз.
Спелеолог-любитель Туллио Бернабеи предложил свои услуги и был опущен в расширенное отверстие колодца, однако добраться даже до доски не смог.
После совещания со строителями было принято решение бурить параллельно еще одну шахту и достать ребенка через боковую стенку. Барнабеи предупреждал, что от вибрации мальчик соскользнет ниже и лучше позвать спелеологов-спасателей, но его совет был проигнорирован.
В 8 утра прибыла буровая установка, которая остановила бурение на глубине 11 метров, наткнувшись на пласт гранита. Была вызвана еще более мощная буровая установка, которая прибыла около 14.00. Все это время журналисты освещали каждый шаг спасателей.
Телекомпания RAI повысила ставки: на всех трёх телеканалах была прервана вся сетка вещания и запущен прямой эфир, освещавший события. Между 14:00 и полуночью почти 12 миллионов итальянцев наблюдали «сагу „Альфредино“», как её позже окрестили. Чуть позже аудитория выросла до 15, а спустя некоторое время приблизилась к 25 миллионам зрителей. В общей сложности прямой эфир продлился почти 18 часов, что для 1981 года являлось рекордом.
К середине дня в четверг местные жители наблюдали за развернувшимся шоу. Предприимчивые граждане организовали продажу безалкогольных прохладительных напитков толпе. В колодец же нагнетался кислород, дабы помочь дышать ребёнку. Спасателям он сообщил, что замёрз и хочет пить. В 19:00 второй бур проник на глубину 21,4 метра, прежде чем его зубцы попали на вулканическую породу. В 20:15 прибыла третья буровая установка, размещавшаяся на длинном трейлере.
Тем временем на место прибыл восьмидесятипятилетний президент Италии Сандро Пертини и поклялся не уезжать, пока мальчик не будет спасен. Лейтенанту пожарной команды Нандо Броглу была поставлена задача не давать ребёнку уснуть — Нандо, стоя на коленях с мегафоном, читал ему сказки, стихи, утешал мальчика разными словами, обещая вытащить его.
Все это время не прекращались попытки опустить в шахту человека. были выбраны наиболее худые добровольцы, однако они не смогли спуститься даже до доски. В соседней шахте работала уже третья по счету буровая установка, которая достигла отметки в 34 метра. Врачи констатировали ухудшающееся состояние мальчика — ребенок хрипел и его дыхание было превышено в несколько раз.
В 16.00 в соседнюю шахту были опущены рабочие с отбойными молотками. которые смогли пробиться в шахту к мальчику. Чуть позже исследователи этого случая придут к выводу, что была совершена роковая ошибка — не были привлечены к спасательной операции спелеологи и геологи — края шахты были глиняные и от вибрации мальчик ушел глубоко вниз — почти на 29 метров ниже пробуренного прохода. В итоге мальчик находился на глубине 61 метра, где начинался водоносный слой, у него начала развиваться гипотермия. В отчаянии начальник пожарной охраны Рима Эльвино Пасторелли обратился к общественности за помощью. Ему нужен был человек, способный протиснуться в узкую шахту. Микрофон был спущен ниже, чтобы слышать всё более неразборчивую речь Альфредо.
Спасатель-спелеолог Бернабеи всё ещё был на том же месте — он совершил первый спуск в колодец головой вниз, но сумело достичь лишь 40-ка метровой глубины. Далее в колодец были опущены еще несколько добровольцев — Клаудио Априле добрался лишь до глубины в 50 метров, Анджело Ликери — он достиг отметки в 55 метров и приказал опускать его как можно медленнее. Вскоре ожидавшие наверху услышали крик: «Я его держу…», а после «Стоп. Стоп! Остановитесь же, чёрт возьми! Я теряю его…» Через 15 минут Ликери был поднят в шоковом состоянии наверх.
По его словам, он семь раз хватал мальчика, но и семь раз упускал его при подъёме. В последний раз он, схватив за руку ребёнка, сломал тому тонкое запястье. Ликери попытался пальцем отчистить рот ребёнка от глины и грязи, чтобы освободить дыхательные пути. После возвращения на поверхность доброволец потерял сознание и был срочно отправлен в больницу. Он пробыл в водоносном слое головой вниз 45 минут, тогда как предел возможностей человека, по словам медиков, составляет 20 минут. Ликери так никогда полностью и не восстановил здоровье после того спуска. Спуски добровольцев продолжались в течение всей ночи.
Донато Карузо, последний из миниатюрных добровольцев, начал своё погружение в 5:02 в субботу. Альфредо был в западне уже на протяжении двух с половиной дней.
Карузо взял с собой полицейские наручники, которые надеялся надеть Альфредо и поднять ребёнка за них. Карузо достиг глубины 60 метров и обнаружил Альфредо в положении с закинутой головой. Запястья мальчика выскользнули из наручников, а сам он соскользнул ещё глубже.
Карузо был вытащен обратно из-за проблемы с веревкой, обхватывающей его лодыжку. Исправив проблему он вернулся обратно к мальчику, попытался надеть наручники выше, но ребенок выскальзывал из них безо всяких препятствий и проскользнул еще глубже в шахту уже на глубину 63 метров. Вытащенный на поверхность Карузо сообщил, что мальчик не дышит, гидролокатор спущенный в шахту также не зафиксировал биения сердца. В 6:36 в субботу, 13 июня 1981 года, врачи констатировали смерть Альфредо Рампи.
Однако, несмотря даже на спущенный в скважину телезонд и полученные изображения лица Альфредо с закрытыми глазами, не все поверили в гибель мальчика. Некоторые продолжали выдвигать всё более невероятные способы спасения. Студент-медик предложил задействовать выдрессированных обезьян, другой — наполнить шахту водой, чтобы та вытолкнула ребёнка на поверхность. Прибывшие на место в колонне из автоприцепов цыгане стали проводить магические обряды для воскрешения Альфредо. Вокруг места происшествия собралась 15-тысячная толпа любопытных граждан. Прямая трансляция тем временем была завершена.
Этот случай оставил позади себя маленькую оборвавшуюся жизнь, обвинения в сторону родителей и спасателей, несколько маленьких видео на Ютубе и целую индустрию в журналистике — смерть в прямом эфире
Источник: http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=369259