9 января еще не пришедшая в себя после новогодних праздников российская общественность получила довольно любопытный постновогодний подарок. Согласно сообщению Министерства обороны Российской Федерации, во Владивосток морем прибыли три десятка средних танков Т-34-85… из Лаоса. Как эти машины оказались в Лаосской Народно-Демократической Республике и какое будущее ожидает эти танки?
Вряд ли мы ошибёмся, если скажем, что у истоков современного отечественного тренда на «любовь» к танкам стояла одна известная компания и ее компьютерная игра World of Tanks. Породивший множество подражаний «WoT», «сдобренный» танковым биатлоном и новейшей «Арматой» от Минобороны РФ, а также «приправленный» национальной любовью к «тридцатьчетверкам», в итоге привел к появлению в России настоящей волны «танкофилии». Последняя выразилась, в том числе, и в создании российским кинопромом серии фильмов на соответствующую тематику – «Танки», «Несокрушимый», «Т-34». Особым соответствием историческим реалиям эти картины не блистали, но зато наглядно демонстрировали танковый «прорыв» на наши широкие экраны, полагает тг-канал t.me/pokolenieY.
Кстати, о национальной любви к «тридцатьчетверкам». Похоже, Минобороны РФ решило открыть новую страницу в этой романтической истории. Судя по сообщениям в СМИ, все началось с первого визита министра обороны Сергея Шойгу в Лаос. В ходе данного мероприятия, имевшего место в январе 2018-го и посвященного согласованию разнообразных аспектов межгосударственного военно-технического сотрудничества, Лаос подтвердил желание приобрести у России несколько десятков модернизированных танков Т-72Б1.
Почему Вьентьяну понадобились наши «семьдесятдвойки» было вполне понятно. Дело в том, что на вооружении Народной армии Лаоса в начале 2018 года состояли такие «винтажные» по меркам XXI века советские танки, как Т-55 и ПТ-76. Но, видимо, настоящим откровением для российских генералов, стало свидание в Лаосе с легендарными «тридцатьчетверками»!
Памятные по завершающему этапу Великой Отечественной, а также сотням памятников и фильмов, а потому безошибочно узнаваемые с любого ракурса даже выпускниками российских детсадов, Т-34-85 попали в Лаос из Вьетнама в 1987-м. Заметим, что во Вьетнам «тридцатьчетверки» поставлялись еще с 50-х. Среди них были как машины, выпущенные на территории СССР, так и машины, выпускавшиеся по лицензии странами соцлагеря. Например – Чехословакией. Запомним этот момент и двинемся дальше.
Итак, в январе 2018 года РФ согласилась поставить Лаосу модернизированные Т-72Б1. Не бесплатно, разумеется. Одновременно руководство российского военного ведомства договорилось об отправке из Лаоса в Россию трех десятков пусть б/у, но вполне себе ходовых Т-34-85. Вот такой своеобразный Trade-in получился.
Отечественная широкая общественность узнала о лаосских «залежах» Т-34-85 в начале декабря, когда их показали в телепрограмме «Военная приемка». Любопытно, что почти одновременно появилась информация о доставке из России во Вьетнам для Лаоса первой партии модернизированных танков Т-72Б1. Судя по всему, примерно в эти же дни в одном из вьетнамских портов стартовала погрузка на морской транспорт и отправляемых в РФ из Лаоса «тридцатьчетверок». Ну, а 9 декабря 2019-го Т-34-85 с опознавательными знаками Народной армии Лаоса «всплыли» уже в Приморском крае на железнодорожной станции Раздольное. Танки грузились на железнодорожные платформы, которые предполагалось отправить в сторону Наро-Фоминска.
Примечательно, что с морского транспорта на автотрал в российском порту, а затем с автотрала на железнодорожные платформы все тридцать Т-34-85, несмотря на свой почтенный возраст, переместились своим ходом.
Но зачем России понадобились старые Т-34-85?
Минобороны РФ сообщило, что переданную лаосской стороной технику планируется использовать при проведении парадов Победы в различных городах России, для обновления музейных экспозиций, а также для съемок фильмов о Великой Отечественной войне.
Исчерпывающе? И да, и нет. Да, потому что озвучены цели приобретения «тридцатьчетверок». Нет, потому что прибывшие из Лаоса «тридцатьчетверки» не в полной мере соответствуют понятию «советский танк Т-34-85». Ведь судя по доступным на данный момент фото- и видеоматериалам, по крайней мере, часть доставленных в Россию танков является «тридцатьчетверками», выпущенными в 50-е годы в ЧССР.
Для непрофессионала это может показаться не критичным, но, как уже выше упоминалось, в современной России буквально цветет «танкофилия». Число тех, кто по качеству изготовления корпусов и башен, форме кожухов выхлопных труб и иным признакам уверенно отличит чешский Т-34-85 от советского, у нас за последние годы существенно выросло. Понятно, что наткнувшись в российском музее на явного «чеха», подаваемого посетителям в качестве легендарного танка Великой Отечественной, такие люди могут расценить подобное как банальный обман и профанацию.
Во всей этой истории терзает одно, но большое смутное сомнение. А знали ли в Минобороне, что включая в систему взаиморасчетов с лаоситами за поставку нескольких десятков модернизированных танков Т-72Б1 три десятка ходовых Т-34-85 из отдельного танкового батальона лаоситов, что речь идет о «тридцатьчетверках» чешского производства?.. В любом случае, эта сделка на фоне сохранившейся в России почти сотни отечественных Т-34-85, выглядит довольно неоднозначно.