Смольный отказался от дорогого проекта аэроэкспресса. В пользу еще более дорогого?

Прошла информация, что власти СПб. совместно с федеральном центром и РЖД рассматривают вопрос строительства подземной железной дороги в Пулково. Причем этот проект может оказаться значительно дороже (чуть ли не в полтора раза) проекта аэроэкспресса, который вынашивался Смольным при губернаторах Матвиенко и Полтавченко, но так и не был реализован.


РАНЕЕ НА САЙТЕ: И СНИТСЯ ИМ НЕ РОКОТ АЭРОЭКСПРЕССА

Российские железные дороги могут построить ж/д линию до аэропорта Пулково. Собеседник “Ъ”, знакомый с ходом переговоров, отмечает, что проект может быть реализован за счет федеральных средств.

В аппарате вице-премьера Максима Акимова сообщили, что «вопрос еще не финализирован ОАО РЖД и регионом», отказавшись от дальнейших комментариев.

В ОАО РЖД подтвердили, что разрабатывают концепцию развития железнодорожной инфраструктуры Петербурга, «которая позволит определить дополнительные мероприятия по усилению роли железных дорог в обеспечении пассажирского сообщения в агломерации, в том числе в сообщении с аэропортом Пулково, в развитии полукольцевых маршрутов и транспортно-пересадочных узлов». Сроки и стоимость строительства монополия не называет.

По словам собеседника издания (https://www.kommersant.ru/doc/4004833), знакомого с ходом переговоров, новый маршрут будет задействовать существующие пути от Витебского вокзала в центре города. Дополнительно может быть построено около 15 км железной дороги, которая по большей части будет состоять из тоннелей и мостов, что значительно удорожает проект.

«Однако, будучи транзитной точкой, остановка «Пулково» дает совершенно иную экономику, чем линия point-to-point»,— говорит он.

В транзитном сообщении задействован не только пассажир до аэропорта, но и фоновый поток пригородных железнодорожных линий, поясняет он. При этом если стоимость проезда на аэроэкспрессе в Москве составляет 500 руб., а конкурентоспособный тариф в Петербурге мог бы быть не выше 250 руб., в рамках данного проекта речь идет о стандартном пригородном тарифе, который не превысит 100 руб.

Предполагаемая трассировка новой дороги может пройти по существующей железнодорожной линии от Витебского вокзала, в районе съезда со скоростной дороги М-11 «Москва—Санкт-Петербург» уйти под землю, пересечь Пулковское шоссе над землей, а на перегоне от шоссе до аэропорта снова уйти в тоннель. Подземная остановка может появиться в зоне терминала Пулково, а далее линия пройдет под землей аэропорта и соединится с существующей платформой «Лигово».

Идея построить аэроэкспресс до Пулково появилась еще во время губернаторства Валентины Матвиенко, но конкурс на строительство линии объявили только в июле 2018 года, когда главой города был Георгий Полтавченко. С его отставкой осенью 2018 года и сменой правительства многие инвестпроекты были подвержены ревизии, в том числе аэроэкспресс. В итоге после двух переносов подведения итогов конкурса его отменили.

Строительство железнодорожной линии до Пулково по концессии оценивалось в 18,8 млрд руб., при этом город готов был выплатить капитальный грант в размере 10 млрд руб.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что стоимость проекта в новой конфигурации с частично подземным прохождением будет минимум на 40% выше, чем обсуждавшийся ранее вариант. По его мнению, даже с учетом частичного использования существующих путей, которым потребуется модернизация, стоимость составит не менее 25 млрд руб.