Перед последним полетом не накуришься?

Госдума в первом чтении приняла законопроект о возврате курилок в аэропорты. Курилки запретили в 2013 году. Идею их возврата лоббировали сами аэропорты, которые еще в 2015 году инициировали слушания в Общественной палате и заказали опрос ВЦИОМ, показавший, что 84% граждан согласны с идеей вернуть изолированные курительные комнаты в аэропортах.

В 2017 году депутат Сергей Боярский («Единая Россия», сын Михаила Боярского — кстати, заядлого курильщика) внес законопроект в Госдуму. В обосновании законопроекта Боярский-младший ссылался на данные того же опроса ВЦИОМ, где также говорилось, что многие опрошенные (37%) сталкивались с нарушением запрета на курение в аэропорту.

Логика законодателя примерно такая: все равно ведь нарушают! Курят тайком в туалетах, и раз так, то некурящие горожане страдают от табачного дыма. А цель запрета была именно в том, чтобы оградить некурящих граждан от табачного дыма. Получилось же наоборот. Можно было бы ужесточать правила, но это «требует ресурсов». Так что давайте вернем просто курилки в аэропорты — всем будет проще. Неожиданный либерализм для нашего государства.

Изначально против возвращения курилок выступал Минздрав. Там утверждали: «Ряд международных исследований, проведенных в крупных аэропортах, показывает, что уровень загрязнения воздуха опасными твердыми микрочастицами размером меньше 2,5 мкм, выделяющимися при курении, в 14 раз выше в помещениях рядом с курительными комнатами, нежели в аэропортах, где курение полностью запрещено. Исследование, проведенное в курительных комнатах в Шереметьево до их демонтажа, показало, что уровень загрязнения твердыми микрочастицами в помещениях рядом с курительными комнатами в четыре-шесть раз превышал уровень, рекомендованный стандартом ВОЗ, а в самой курительной комнате — в 55 раз». Но теперь позиция министерства почему-то смягчилась. Может быть, не с руки спорить с владельцами аэропортов? (Скажем, Шереметьево контролируют Ротенберги).

Сторонники возврата курилок аппелируют к социологическим данным: мол, люди просят вернуть их, даже некурящие. Но интересно, что другие социологические исследования показали отличные от ВЦИОМ результаты. Скажем, опрос ФОМ 2018 года показал, что 84% россиян одобряют запрет на курение в аэропортах и вокзалах. ФОМ не спрашивал отдельно про возвращение курилок, так что не совсем понятно, как это соотносится с цифрами ВЦИОМ, которые, напомню, появились в ходе исследования, заказанного Международной ассоциацией аэропортов — то есть лоббистами возвращения курилок. Кстати, некоторые из аэропортов заранее закупили оборудование для курительных комнат, отмечает тг-канал t.me/kolezev — например, Шереметьево.

Аэропорты говорят, что курительные комнаты нужно вернуть, так как сейчас курильщики пользуются другими местами, приходится бороться с запахом табачного дыма в туалетах и иных частях аэропортов. Но можно предположить, что аэропорты вообще заинтересованы в том, чтобы люди как можно больше времени проводили в зданиях аэровокзалов, а для курильщиков отсутствие курилок остается серьезным ограничением. Наверняка возвращению курилок будут рады и табачные компании, которые могут проводить в аэропортах маркетинговые акции — и принесут аэропортам дополнительную выручку.