Джо Байден 15 апреля подписал указ о введении в Соединенных Штатах режима «чрезвычайной ситуации». Впрочем, указ не предусматривает введения на территории США комендантского часа или хлебных карточек, а является еще одним выпадом в сторону России. Оказывается, действия РФ на международной арене стали так невыносимо «вредоносны», что представляют исключительную угрозу национальной безопасности США.
Белый Дом оптом обвиняет Россию в преследовании свободных журналистов и инакомыслящих политиков, уличает в преступлениях в киберпространстве и попытках сорвать справедливые демократические выборы на Западе. На этом основании администрация Байдена ввела пакет новых санкций против РФ. Санкции затронут 16 организаций и 16 физических лиц, по мнению спецслужб США причастных к вмешательству в «свободные выборы» в Америке – их собственность в США будет заблокирована. Дополнительно из Вашингтона высылаются в Москву десять сотрудников российской дипломатической миссии.
Москва сделала ответный ход. Как стало известно, послу США в России Джону Салливану настоятельно рекомендовано отбыть на родину «для консультаций», что равнозначно высылке. На повестку дня встал вопрос отказа от доллара и западных платежных систем. Ряд политических аналитиков высказали мысль, что сегодня в России бесславно закончился эксперимент с очередным «прорубанием окна» на Запад, который стартовал еще в Перестройку. «Петербургская газета» попросила прокомментировать ситуацию политолога-международника, преподавателя кафедры политического анализа и управления РУДН, Константина Блохина.
— Президент США Джо Байден объявил в стране режим «чрезвычайной ситуации» из-за, как он выразился, «вредоносных действий России». Также Байден утвердил пакет новых санкций против российских компаний. Это решение связано с обострением конфликта на востоке Украины, или Байден обозначил политический курс на годы вперед?
— Я думаю, так Соединенные Штаты выстраивают генеральную линию, пытаются обосновать долгосрочное комплексное сдерживание России. Россия, да и Китай, на их взгляд, основательно подрывают западную демократию, угрожают основам США и эта угроза имеет экзистенциальный характер. Это не просто мелкие враги, вроде Северной Кореи.
Байден своим решением отправил два посыла. Первый: он будет решительно противостоять России по всем политическим фронтам. Второй: он готов к сотрудничеству с Россией только в тех сферах, что представляют интерес для США.
Заметно, что новый президент США предпринимает попытку консолидировать глобальный Запад на основе антироссийской и антикитайской политики. Вероятно, на президентство Байдена придется пик давления на Россию – ее будут пытаться вообще убрать с геополитической шахматной доски. В США психологически не могут принять факт, что они уже не абсолютный гегемон.
Ведь на самом деле был исторический момент «однополярности», но очень короткий. Его американская элита так и не смогла трансформировать в «однополярную эру». Точку поставила «Мюнхенская речь» Владимира Путина. В условиях гегемонии США сама речь была бы невозможной, тем более невозможны последующие события, например – защита Южной Осетии, Крым, Сирия.
Вероятно, позже американская политическая элита придет к пониманию, что однополярный мир рухнул, и Соединенные Штаты будут считаться с многополярной реальностью мира.
— А вот еще странный факт – Джо Байден последние дни показал себя взбалмошным человеком, под стать Трампу. Он шагнул одновременно в разные стороны: позвонил Путину, пригласил на личную встречу, и тотчас ввел антироссийские санкции. Нет ли тут противоречия?
— Я на самом деле не вижу взбалмошности в действиях Байдена. Звонок Джо Байдена Владимиру Путину у части экспертов в России породил иллюзию, будто это признак потепления российско-американских отношений. Но позвонил он, так как необходимо было «откатить» отношения «до» скандального интервью (во время которого президент США назвал Владимира Путина «убийцей» – ред.). Ведь после этого интервью взаимодействие РФ и США стало невозможным даже в тех сферах, которые представляют интерес для Соединенных Штатов. Так что, Байден решил вернуться в рамки элементарного дипломатического взаимоуважения, а у нас его жест приняли за «распахнутые объятия», условно говоря.
Но, в целом, в Штатах трезвые аналитики пишут открытым текстом: США находятся в состоянии новой Холодной войны с Россией и потому им надо только усиливать давление на оппонента. Не может быть иллюзий насчет «переговорных процессов» и всяких «договоренностей». Само скандальное интервью Джо Байдена не было для Америки экстраординарным – оно вполне отражает настрой политической элиты. Перспектив для потепления отношений нет.
Дополнительно, своими антироссийскими посылами Джо Байден пытается переключить внимание граждан США с внутренних проблем на внешнюю угрозу. Ведь нельзя решить одним махом вопрос социально экономического неравенства в США – это долго и реально стоит триллионы долларов, значит, надо перевести стрелки на оппонента.