Почему афганцы не стали для США «братским народом»?

Западные аналитики бегло подсчитали, что США за время оккупации Афганистана пустили «на ветер» в этой стране один триллион долларов. Вот так – без следа и отдачи. И цифра еще не окончательная. Собственно, в этот триллион можно было бы уместить десяток лунных программ «Артемида», первый этап колонизации Марса, «зеленую» энергетику и много чего еще.

Коспирологи будущего наверняка скажут, что американцы нашли на перевале Саланг вход в Шамбалу и мудро инвестировали в развитие параллельного мира. Но на самом деле все провальные финансовые решения администрации США за 20 лет войны задокументированы и вызывают много вопросов, наряду с самым главным: а что американцы, вообще, делали в Афганистане?

Швейцарская газета «Neue Zürcher Zeitung» пишет, что американское присутствие, в отличие от присутствия СССР в Афганистане, даже не оставит о себе каких-либо материальных памятников в виде аэродромов, промышленных предприятий или социальной инфраструктуры. Из названного триллиона львиная доля денег была потрачена непосредственно на войну – 837 млрд долларов и только 133 млрд прошли по статье «расходы на восстановление».

Закроем глаза на дикую цифру расходов «на войну» — понятно, что американские морпехи без смузи и передвижных туалетных кабинок не воюют. Рассмотрим эффективность затрат на восстановление и развитие страны. Из этих денег, как выяснилось, большая часть была потрачена опять-таки на военные нужды: около 80 млрд было выделено на формирование и обучение лояльной к США правительственной армии Афганистана.

Излишне напоминать, насколько беспомощными перед силой повстанцев оказались защитники режима Ашрафа Гани. На финальной стадии войны даже родился мем о том, что «за пределами США никто не хочет умирать за американские ценности». Это самый дорогой мем в истории, стоимостью 80 миллиардов долларов.

Еще одной статьей целевых расходов Соединенных Штатов в Афганистане была борьба с производством опиума и героина. В кабинете Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) подсчитали, что на эти цели США потратили 8,2 млрд долларов. Результат, однако, был достигнут совершенно противоположный: площадь посевов мака в Афганистане с 2001 по 2021 года выросла в 100 раз. Страна стала крупнейшим в мире производителем опиума и продукта его переработки – героина.

По статистике Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), в Афганистане, в настоящий момент, локализовано 85процентов мирового производства опиума. Конечно, можно допустить, что США не «потратили на борьбу» 8,2 миллиарда, а «вложились в производство» — тогда пазл складывается. Но с приходом к власти в Афганистане талибов (организация запрещена в РФ, признана террористической) США все равно потеряли доход от своих вероятных инвестиций в маковые поля.

Расходы США непосредственно на социальные проекты – здравоохранение, развитие цивилизованной городской инфраструктуры – ограничились суммой 36,3 млрд долларов из которых 4,2 млрд были потрачены на гуманитарную помощь. Во время американской оккупации Афганистана, якобы, благодаря социальным программам, снизилась детская смертность и выросла средняя продолжительность жизни. Однако, эксперты отмечают, что подобная тенденция наблюдалась и до прихода американцев.

В систему образования Афганистана Агентством США по международному развитию (USAID) было вложено около 1,3 миллиарда долларов. В основном это обучение в девочек в школах, курсы подготовки девушек к поступлению в университеты, стипендии, учебники. Все это было бы чрезвычайно полезно, но последний шаг американцев – сдача страны талибам, разом перечеркнул все достижения в этой области. Скорее всего, образованных девушек при новом режиме ждет «горе от ума» и многие из них пополнят собой ряды беженцев. Кстати, Европе на заметку – потенциальное количество беженцев из Афганистана после августовских событий оценивается в 1,7 млн. человек.

Прокомментировать целесообразность расходов Соединенных Штатов на войну в Афганистане редакция «Петербургской газеты» попросила политолога-востоковеда Алексея Шамова.


— После ухода армии США из Афганистана многие аналитики указывают на «две большие разницы» между двумя оккупациями: советские солдаты в 1989 году оставили после себя школы, больницы, дороги, предприятия, аэродромы. Американцы – только разруху и горы оружия. В чем причина такого исхода?

— Вы когда-нибудь слышали из уст представителей госаппарата США выражение «братский афганский народ»? Конечно, нет. А в Советском Союзе такое выражение было общеупотребительным в 1980-е годы. И отношение было соответствующее. Афганистан рассматривался в Союзе тогда как будущая азиатская республика СССР, которая нуждается в помощи, развитии полной социальной инфраструктуры. Поэтому и строили, и растили квалифицированных специалистов из местной молодежи. Благодаря этому советские объекты до сих пор функционируют в стране.

Американцы с афганцами никогда не братались – они же цивилизованные господа и мстители за «911». Но, этого не отнять, тоже кое-что построили в стране. Например, они вложили 2 миллиарда долларов в строительство дорог. Однако они не сумели обеспечить, скажем так «технологическую преемственность». Афганцы и прежде, без заокеанских инженеров не могли обслуживать технику и сеть дорог самостоятельно, а новый политический режим вряд ли будет много внимания уделять образованию технических кадров. После ухода американцев в Афганистане мало что останется от наследства США.


— Цифра американских расходов – 1 триллион долларов кажется заоблачной. Может США преувеличивают сумму расходов на афганскую войну, чтобы подчеркнуть свою мощь и значимость?

— На самом деле, по скромным подсчетам, в ближайшие годы еще 1 триллион долларов Америке придется потратить на медицинское обслуживание, реабилитацию и социальную адаптацию своих ветеранов-афганцев. Плюс к этому, США придется выплачивать проценты по банковским займам на ведение серии ближневосточных войн (не только в Афганистане), а это также астрономическая сумма – 925 млрд долларов.