Власти Петербурга планируют устроить в городе «Яму 2.0» за счет сноса жилых домов

Смольный вновь актуализировал тему строительства терминалов высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Санкт-Петербург. И несмотря на то, что на уровне Федерального правительства и президента – это еще далеко не решенный вопрос, чиновники Северной Столицы уже инициируют проекты по сносу исторических зданий и расселению жильцов в районах будущей «глобальной стройки».

 Идея создания ВСМ между Питером и Москвой циркулировала в высоких кабинетах еще в девяностых годах прошлого века, в период президентства Бориса Ельцина. Однако, проект то откладывался, а то и вовсе отменялся.

В начале нулевых строительство ВСМ также несколько раз на уровне идеи реанимировали. И даже предпринимали под создание этой новой транспортной магистрали определенные практические действия. Которые вызывали, мягко говоря, неоднозначную реакцию.

Петербуржцам, думается, до сих пор памятна так называемая Яма. Котлован, который появился на месте снесенных исторических строений радом с Московским вокзалом и просуществовал с 1996 по 2008 год. Теперь на месте этого котлована тоже стоит совсем не железнодорожный терминал, а торговый центр «Галерея».

И, похоже, что сейчас ситуация повторяется. Здесь нужно несколько отвлечься от петербургских реалий, и сказать пару слов о том, что вообще такое ВСМ и зачем они нужны. Высокоскоростные магистрали – это технически, отдельное ж/д полотно на бетонном основании, а не пути для «Сапсанов» и «Ласточек», как думают многие. «Сапсан», стоит напомнить, разгоняется до скорости 250 км/ч, тогда как поезда на ВСМ достигают скорости 350 километров в час.

При этом, ВСМ несут в себе не только, собственно, транспортную, но и инфраструктурную функцию. В силу высокой скорости, а следовательно, и транспортной доступности ключевых точек маршрута высокоскоростных поездов, на протяженности ВСМ возникают новые агломерации, промышленные и коммерческие логистические центры, и прочая важная социальная и экономическая инфраструктура. Собственно, во многом для этих целей в России была построена ВСМ Москва-Казань.

Поскольку территория между Питером и Москвой и так «прошита» самыми разными транспортными магистралями и видов доступа от одной столицы к другой великое множество, а инфраструктура территорий между Москвой и Питером заполнена чуть более, чем полностью, ряд экспертов сомневается в целесообразности еще одного транспортного проекта. Тем более, что оценивается он в 1,7 триллиона рублей.

Отсюда, кстати, и слова президента РФ Владимира Путина, сказанные им на встрече с журналистами в 2021 году о том, что,

«Надо посмотреть, как развиваются высокоскоростные магистрали в других странах, скажем, в КНР. До недавнего времени все они были убыточными, это экономика, ее надо считать. Где-то более эффективно работает авиация, все это изучается пока на экспертном уровне».

 Более того, в 2022 году прошла информация, что у Правительства России нет планов финансирования ВСМ из средств Фонда национального благосостояния. Из которого, собственно, такие глобальные проекты и финансируются. А это означает, что к строительству нужно привлекать много инвесторов и процесс может затянуться на долгие годы. Ну, или в очередной раз, как это уже неоднократно было в прошлом «отмениться в силу нецелесообразности».

Однако, даже эта «чёртова неопределенность» совершенно не останавливает чиновников из Смольного. Так, 22 марта 2023 года депутаты Законодательного Собрания утвердили законопроект о внесении поправок в городской закон «О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия…», который предполагает снос таких исторических зданий, как склады Кокоревых  на Лиговском проспекте (кстати, отнесенные к объектам культурного наследия), Фарфоровский мост, ряд жилых домов Фрунзенского района, а также здание шоколадно-бисквитной фабрики ТД «Блигкен и Робинсон».

С жилыми домами получается интересная история, ведь вопрос о их сносе, в отличие от складов Кокоревых, в ЗакСе никто громко не обсуждал, постановлений не принимал и жители узнали, что  их дома находятся на месте будущей высокоскоростной магистрали в июне 2023 года — просто получили письма в почтовые ящики.

«Я здесь уже 42 года живу. Квартира от железной дороги. Понятно, что в доме теперь не только работники станции проживают, а еще и не пойми кто, но раньше квартиры выдавали только сотрудникам. Сейчас не планирую съезжать. А куда? Да и нам ничего не говорили ни про какое расселение. У них же сейчас проект в разработке, а там и понятно будет», – поделился с журналистами NSP один из жителей дома 34 на Фарфоровском посту.

Здание, к слову, тоже историческое, его можно увидеть на фотографиях аж XIX века. Есть все основания полагать, что губернатору Петербурга Александру Беглову на данном этапе и не выгодно озвучивать публично информацию о его сносе — все может решиться окончательно уже после окончания срока его полномочий, а так и лицо сохранить удастся и не остаться в памяти, как губернатор, лишивший жилья с  десяток семей.

В сухом остатке получается, что на федеральном уровне с проектом ВСМ Москва-Питер все очень и очень туманно, и вообще далеко не факт, что эта инициатива будет реализована. Но Смольный уже активно начал «расчищать место» под будущие терминалы. Но вот под терминалы ли? Или все повторится, как в истории с Ямой? Где тоже должен был быть терминал ВСМ, а в итоге возник торговый центр.

Потому, что те территории, которые власти Петербурга собираются избавить от исторического наследия, кроме очевидной культурной ценности могут принести еще и ценность вполне себе финансовую. И не только городу в целом, но и отдельным «уважаемым гражданам» этого города.